Перед руководителем предприятия и вообще любой организации стоят две равнозначные задачи:
- как уберечься от пожарных рисков? Чем предприятие больше и чем больше материальных средств и человеческих жизней могут пострадать, тем этот вопрос острее;
- как уберечься от проверок? Вопрос ничуть не менее важный, и часто инспектора ждут с такими же неприятными ощущениями, что и пожара.
Плановая проверка пожарной безопасности предприятия проводится один раз в три года. В законе предусмотрена возможность еще на три года освободиться от плановых проверок, проведя независимый пожарный аудит.
Такую проверку проводят пожарные организации подобные нашей, сертифицированные МЧС для выполнения такой деятельности.
У независимой проверки есть важные преимущества:
- в отличие от государственной, она выявляет абсолютно все нарушения безопасности, которые только могут быть на конкретном предприятии;
- независимый инспектор выполняет свою работу и не заинтересован каким-либо образом наказать собственного заказчика. Независимая проверка всегда на вашей стороне;
- добровольная проверка не влечет за собой никаких правовых воздействий и наказаний;
- три года после независимого пожарного аудита к вам точно не придут государственные инспекторы;
- выполнение всех предписаний по результатам независимого аудита гарантирует, что и спустя три года у государственных проверяющих органов к вам не возникнет претензий.
Итак, первое условие эффективности пожарной безопасности — точно понимать ситуацию с пожарной безопасностью на собственном предприятии. Выполнить это условие поможет независимый пожарный аудит.
Коллизия ответственности за соблюдение правил пожарной безопасности
Федеральный закон ФЗ-69 предписывает руководителям предприятий соблюдать требования пожарной безопасности. Если суммировать все эти требования, изложенные в законах и подзаконных актах, окажется, что большая их часть не относится напрямую к руководителям лично, соответственно они не могут их ни соблюсти, ни нарушить.
Второй интересный момент заключается в том, что на руководителя организации возложено руководство системой пожарной безопасности, но ни один закон не разъясняет, что же такое «система пожарной безопасности». Также известно, что эта система включает «комплекс организационно-технических мероприятий», и снова нигде не разъясняется на требуемом уровне, о каких конкретно мероприятиях идет речь. При этом руководитель эти мероприятия должен их разработать, а инспектор — проконтролировать.
Согласно Правилам противопожарного режима РФ, руководитель должен назначить ответственное за пожарную безопасность лицо, чья задача состоит в «обеспечении соблюдения требований…». И вот, мы имеем еще одного ответственного, но дальше больше. Оказывается, нужны еще ответственные лица за организацию пожарной безопасности (ОПБ) или выполнение определенных работ. То есть речь идет о третьей группе «ответственных», статус, полномочия и порядок назначения которых не определен. При таком множестве неизвестных переменных, о какой юридической ответственности может идти речь?
В Правилах противопожарного режима РФ содержится 500 конкретных требований, пятая часть из них возлагается на руководителя, кто отвечает за оставшиеся 400 также неизвестно.
В документах, которыми в своей работе руководствуются органы государственного пожарного надзора (ГПН) также нет ясности относительно ответственности за пожарную безопасность (ПБ). Не существует документа, разграничивающего ответственность должностных лиц внутри организации за выполнение ПБ. Руководящие документы ГПН полны расплывчатых формулировок и словосочетаний, в которых с пожарно-технической точки зрения нет никакой смысловой нагрузки.
Любая другая безопасность в РФ, например, промышленная, осуществляется через систему с четко изложенными требованиями. И только в сфере пожарной безопасности такой системы не существует. Другими словами, государство определило, что именно нужно соблюдать, но в том, как это делать наблюдается полная расплывчатость.
Все вышеперечисленное привело к некому управленческому хаосу и «пожарному беспорядку». Теория пожарной безопасности — это поиск ответа на вопрос, как предугадать момент, когда несколько процессов и явлений совпадут во времени и пространстве и вызовут неконтролируемое горение. Пока наука не дала точный ответ на этот вопрос, приходится довольствоваться предварительными выводами: угроза пожара возникает там, где пожарная безопасность не в приоритете.
Второе условие эффективности ПБ — заинтересованность в недопущении возгорания со стороны руководства предприятия, готовность вкладывать ресурсы и усилия в то, чтобы обеспечить некую системность противопожарных мероприятий.
Что успевает увидеть инспектор?
Из 1200 параметров пожарной безопасности пожарный инспектор, в отведенное ему для проверки время может увидеть разве что 200. Оставшаяся тысяча параметров, которые касаются, в частности, противопожарного режима организации, инспектор не видит и повлиять на них не может.
Следовательно, пожарная инспекция может выявить лишь явные нарушения пожарной безопасности, касающиеся самых фундаментальных ее основ. Что из этого следует? Во-первых, при каждом своем визите раз в три года инспекция будет выявлять новую партию нарушений, и их количество вряд ли когда-либо исчерпается. Во-вторых, ГПИ едва ли способствует обретению той самой идеальной пожарной безопасности, которая сводит возможность пожара к ничтожной вероятности.
Третье условие эффективной пожарной безопасности: сотрудничать с подрядчиком, который поможет не просто избежать проблем с проверкой, закрыв явные дыры в безопасности. Важно найти оптимальное решение, при котором конкретное предприятие не разорится на пожарной безопасности, но сможет быть уверенным в том, что сможет избежать финансовых убытков и человеческих жертв из-за огня.
Наша компания разрабатывает эффективные системы управления пожарной безопасностью, которые не просто удовлетворяют ГПИ, но не допускают пожаров.